Подана Апелляционная жалоба в ВС РФ на Решения ЦИК от Трунова, Юревича.



Кандидатами в депутаты от Партии «Пенсионеров за справедливость», Юревичем М.Ю., и Труновым И.Л., подана Апелляционная жалоба в Верховный Суд РФ об оспаривании Решения ЦИК об отказе в заверении списка по одномандатным избирательным округам.Подана Апелляционная жалоба в ВС РФ на Решения ЦИК от Трунова, Юревича.

 

 

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

ВЕРХОВНОГО СУДА  РФ

 

Административные истец - 1

ЮРЕВИЧ Михаил Валериевич

Кандидат по Челябинская область – Челябинскому одномандатному избирательному округу №33

 

Представитель Трунов Игорь Леонидович

д.ю.н., профессор, адвокат

Административные истец - 2

ТРУНОВ Игорь Леонидович

д.ю.н., профессор, адвокат

Кандидат по Московская область – Одинцовскому одномандатному избирательному округу №122

 

Политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость»

 

г. Москва, Уланский переулок 14А

Третье лицо

 

 

Административный ответчик

 

ЦИК   РФ

 

Определением судьи Верховного Суда  РФ от 25.07.2016 г. по делу №АКПИ16-751 отказано в принятии административного искового заявления Юревича Михаила Валериевича и Трунова Игоря Леонидовича о признании незаконным постановления ЦИК от 19.07.2016 г. №25/243-7 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты ГД РФ ФС седьмого созыва, выдвинутых политической партией «Политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость» по одномандатным избирательным округам».

Отказ в принятии административного искового заявления обоснован ссылками на пункты 2 и 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, согласно которым судья отказывает в принятии административного искового заявления, если оно подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, гражданином, которым кодексом или федеральным законом не предоставлено такое право, а также если из административного искового заявления об оспаривании решения не следует, что этим решением нарушаются или иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Судья пришел к выводу, что поскольку правом выдвижения списков кандидатов по одномандатным избирательным округам наделена политическая партия, то оспариваемое постановление ЦИК России затрагивает права непосредственно политической партии, которой отказано в заверении выдвинутого списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, при этом административных истцов политическая партия на обращение в суд за защитой ее прав не уполномочивала, а КАС и другими федеральными законами им такое право не предоставлено.

Полагаем, что вывод суда о том, что оспариваемым постановлением ЦИК России не затрагиваются права административных истцов основан на неправильном толковании закона.

Как установлено судом и подтверждается приложенным к административному исковому заявлению копией протокола IIсъезда Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» административные истцы были выдвинуты политической партией «Российская партия пенсионеров за справедливость» кандидатами в депутаты ГД РФ ФС седьмого созыва в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам (административный истец Юревич Михаил Валериевич выдвинут по Челябинская область – Челябинскому одномандатному избирательному округу №33, административный истец Трунов Игорь Леонидович – по Московская область – Одинцовскому одномандатному избирательному округу №122).

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О выборах депутатов ГД РФ ФС» (далее – Федеральный закон) гражданин  РФ, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона граждане  РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями.

Таким образом, одной из предусмотренных федеральным законом форм реализации конституционного права гражданина быть избранным (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) на выборах депутатов ГД РФ ФС является выдвижение гражданина кандидатом политической партией в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.

Как следует из анализа положений ст. 42 и ст. 43 Федерального закона заверение ЦИК России списка кандидатов по одномандатным избирательным округам является обязательной стадией процесса выдвижения кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов по одномандатному избирательному округу. Так, согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией  РФ список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию документы; а согласно ч. 5 ст. 43 представление указанных документов в окружную избирательную комиссию считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу.

Таким образом, отказ ЦИК России в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам влечет невозможность уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата, а, следовательно, невозможность реализации конституционного права гражданина, включенного в такой список, быть избранным депутатом ГД РФ ФС.

В связи с этим постановление ЦИК России об отказе в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам непосредственно нарушает права и законные интересы кандидатов, включенных в состав такого списка, т.е. административных истцов. Административные истцы обращались с административным исковым заявлением в защиту своих прав, а не прав политической партии, что указано в заявлении.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд  РФ, право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) - одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе - по своей природе является индивидуальным, а не коллективным правом (например, п. 3 мотивировочной части постановления от 09.11.2009 г. № 16-П).

Кроме того, судом не учтено, что в соответствии с ч. 11 ст. 42 Федерального закона решения ЦИК РФ об отказе в заверении федерального списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам или об исключении кандидата из соответствующего списка могут быть обжалованы политической партией, кандидатом в ВС РФ в течение 10 дней со дня принятия обжалуемого решения.

Также ФЗ - №21 ч. 10 ст. 239 Кодекса Административного Судопроизводства РФ Гласит -  С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

 

Данные положения прямо предусматривает возможность обжалования кандидатом решения ЦИК России об отказе в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.

Таким образом, определение, которым отказано в принятии административного искового заявления, не является законным и обоснованным и подлежит отмене судом апелляционной инстанции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 239, 313, 315, 316 КАС РФ Просим:

определение судьи Верховного Суда  РФ от 25.07.2016 г. по делу №АКПИ16-751 отменить, принять административное исковое заявление Юревича М.В. и Трунова И.Л. к производству Верховного Суда  РФ.

 

Административные истцы                 М.В. Юревич          И.Л. Трунов

 

 


 

 

ВЕРХОВЫЙ СУД РФ

 

Административные истцы

 

ЮРЕВИЧ Михаил Валериевич

Кандидат по одномандатному избирательному округу №33 по Челябинскому избирательному округу

 

 

 

 

ТРУНОВ Игорь Леонидович

д.ю.н., профессор, адвокат

Кандидат по одномандатному избирательному округу №1223 по Одинцовскому избирательному округу

 

 

Третье лицо

Политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость» - РСПП

 

 

 

ЦИК РФ

Административный ответчик

 

109012, Москва, Б. Черкасский пер., д.9.

 

 

Оспаривание Постановления Центральной избирательной комиссии от 19 июля 2016 года №25/243-7

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

 

19 июля 2016 года ЦИК рассматривала вопрос о заверении списка кандидатов в Депутаты ГД Федерального Собрания РФ седьмого созыва, выдвинутых политической партией «РСПП» по одномандатным избирательным округам и приняла постановление №25/243-7 об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты ГД Федерального Собрания РФ седьмого созыва, выдвинутого Политической партией «РСПП» по одномандатным избирательным округам.

 

В числе кандидатов в списке кандидатов в Депутаты ГД Федерального Собрания РФ седьмого созыва, выдвинутых политической партией «РСПП» по одномандатным избирательным округам были заявлены истцы ЮРЕВИЧ М.В. и ТРУНОВ И.Л.

Истец Юревич Михаил Валериевич выдвинут Съездом РППС в качестве кандидата в депутаты ГД ФС РФ по одномандатному избирательному округу №33 по Челябинскому избирательному округу.

Истец Трунов Игорь Леонидович выдвинут Съездом РППС в качестве кандидата в депутаты ГД ФС РФ по одномандатному избирательному округу №122 по Одинцовскому избирательному округу.

 

Административные истцы считают вышеуказанное решение Центральной избирательной комиссии РФ (далее –ЦИК РФ) необоснованным, незаконным и нарушающим право непосредственно участвовать в управлении делами государства и быть избранными в органы государственной власти, предусмотренные ст. 32 Конституции РФ, и препятствует реализации наших избирательных прав на всеобщих и равных условиях, как это предусмотрено ст. ст. 4 и 5 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ №67-ФЗ.

 

ЦИК РФ приняла Решение на основании ч. 9 и 10 ст. 42 ФЗ «О выборах депутатов ГД Федерального Собрания РФ» № 20-ФЗ (далее – Закон) в связи с нарушением РППС предусмотренного законом порядка выдвижения списка кандидатов по одномандатным округам.

 

В качестве нарушений, послуживших причиной отказа в заверении, списка кандидатов ЦИК РФ рассматривает следующие обстоятельства:

1.                      В нарушение требований ч. 2 ст. 40 Закона, в соответствии с которыми партия вправе выдвинуть в одномандатном округе только одного кандидата, в Ставропольском №65, Кавминводском №67 и Кабардино-Балкарском №14 выдвинуто по два кандидата, что следует из представленного списка кандидатов, являющегося приложением к протоколу Съезда РППС, посвященного выдвижению кандидатов по одномандатным избирательным округам.

2.      В вышеупомянутом протоколе, указано количество выдвинутых кандидатов в 166 человек, что не соответствует представленному в ЦИК РФ списку (169 человек).

 

Выводы, изложенные в решении ЦИК РФ №25/243-7, представляются необоснованными в связи со следующим:

- п. 10 ст. 40 Закона предусматривает, что основанием для отказа в заверении списка кандидатов является нарушение порядка выдвижения кандидатов, предусмотренное ст. ст. 39 и 40 Закона. При этом, взаимное несоответствие представленных в ЦИК РФ для заверения такого списка документов не упомянуто в качестве основания для отказа в заверении, при том, что перечень оснований для отказа в заверении списка является исчерпывающим.

 

Порядок представления документов в ЦИК РФ не относится к порядку выдвижения списков, предусмотренному ст. ст. 39 и 40 Закона, а напротив, предусмотрен отдельной статьей – ст. 42. Кроме того, несоответствие списка кандидатов протоколу является следствием технической ошибки, связанной с включением двух кандидатов в три избирательных округа. Заявление уполномоченного представителя РППС в ЦИК РФ и его объяснения, позволявшие устранить разночтения в документах, не были учтены в ходе заседания.

- выдвижение более чем одного кандидата в одномандатный избирательный округ не происходило, сведения о двух кандидатах в трех одномандатных избирательных округах, являются технической ошибкой. Это находит свое подтверждение в том, что в протоколе съезда, представленном в ЦИК РФ прямо указано число кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам – 166, что соответствует числу избирательных округов, где РППС выдвигала  кандидатов. Также подтверждением этого факта является то обстоятельство, что документы на кандидатов Тхабисимова М.Х по Кабардино-Балкарскому одномандатному округу №14, Санина С.Ф. и Соболева К.С. по Ставропольскому № 65 и Кавминводскому № 67 одномандатным избирательным округам, предусмотренные ч. 5 ст. 42 Закона, не предоставлялись в ЦИК РФ вместе для заверения списка кандидатов, решения об исключении указанных кандидатов из списка после его выдвижения уполномоченным органом политической партии не принималось. Предоставление в ЦИК РФ документов, содержащих сведения о двух кандидатах в трех одномандатных округах, не означает, что список кандидатов, одобренный тайным голосованием на соответствующем Съезде РППС содержал те же сведения и решение принималось по двум кандидатурам. Список, представленный для голосования делегатам Съезда содержал 166 кандидатур, что подтверждается бюллетенями для тайного голосования, хранящимися в опечатанном виде в политической партии, в которые внесены 166 кандидатов. Таким образом, при проведении съезда не было допущено нарушений порядка выдвижения, предусмотренного ч. 10 ст. 42 Закона. Кроме того, нарушение требований ч. 2 ст. 40 ФЗ в отношении трех избирательных округов, даже если оно имело место, не может влиять на законность выдвижения кандидатов по другим избирательным округам, при этом по избирательным округам, в которых выдвинуты административные истцы, выдвинуто в соответствии с требованиями закона по одному кандидату.

 

Статья 38 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" - Регистрация кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума, гласит:

1.1. При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего ФЗ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего ФЗ, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

В соответствии с частью 7 статьи 48 ФЗ «О выборах депутатов ГД Федерального Собрания РФ» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, включенных в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 1, 4, 5и 8 статьи 42, части 1и пунктах 2и 4 части 2 статьи 46настоящего ФЗ, или несоблюдения требований настоящего ФЗ к оформлению документов, представленных в ЦИКРФ в соответствии с частями 1, 4, 5и 8 статьи 42, частью 1и пунктами 2и 4 части 2 статьи 46настоящего ФЗ, ЦИК РФ не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о заверении соответственно федерального списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам или о регистрации федерального списка кандидатов, извещает об этом политическую партию, выдвинувшую федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания политическая партия вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидатах, а также в иные документы, представленные в ЦИКРФ в соответствии с частями 1, 4, 5и 8 статьи 42, частью 1и пунктами 2и 4 части 2 статьи 46настоящего ФЗ, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего ФЗ, в том числе к их оформлению. Политическая партия вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего ФЗ. В случае, если в результате проверки, проведенной Центральной избирательной комиссией РФ, выявлено отсутствие заверенной копии какого-либо документа, предусмотренного частью 8 статьи 42настоящего ФЗ, политическая партия вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации соответствующего федерального списка кандидатов.

 

Несоответствие представленного в ЦИК списка кандидатов по одномандатным округам является технической ошибкой, т.е. несоблюдением требований закона к оформлению документов политической партии, которая могла быть исправлена в случае, если бы ЦИК своевременно сообщил о наличии такого замечания.

Следует обратить внимание, что на данное нарушение ЦИК своевременно не указала, в замечаниях такого пункта нет. Таким образом, ЦИК РФ не выполнила требование ч. 7 ст. 48 ФЗ «О выборах депутатов ГД Федерального Собрания РФ».

 

В действующем Федеральном законе в целях обеспечения гарантий от злоупотреблений со стороны избирательных комиссий при проверке документов для регистрации кандидатов (списков кандидатов) действует положение пункта 1.1 статьи 38ФЗ, предоставляющее кандидатам и избирательным объединениям право устранения недостатков в представленных документах до принятия решения о регистрации (отказе в регистрации) кандидата (списка кандидатов).

 

Действующий Федеральный законсодержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов соответствующими избирательными комиссиями и оснований исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) судом, что исключает возможность злоупотреблений со стороны избирательных комиссий.

Согласно ст. 21 Кодекса административного судопроизводства, Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.

Обжалуемое решение напрямую затрагивает интересы административных истцов т.к. Юревич Михаил Валериевич выдвинут Съездом РППС в качестве кандидата в депутаты ГД ФС РФ по одномандатному избирательному округу №33 по Челябинскому избирательному округу, а Трунов Игорь Леонидович выдвинут Съездом РППС в качестве кандидата в депутаты ГД ФС РФ по одномандатному избирательному округу №122 по Одинцовскому избирательному округу ч. 10 ст. 239 КАС РФ).

Отказ в заверении списка кандидатов в депутаты ГД Федерального Собрания РФ седьмого созыва, выдвинутых политической партией РППС по одномандатным избирательным округам напрямую нарушает права и законные интересы истцов.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь Главой 24 Административного процессуального кодекса РФ

 

ПРОСИМ –

 

Признать решение Центральной избирательной комиссии РФ №25/243-7 от 19 июля 2016 года, которым ЦИК отказала в заверении списка кандидатов в Депутаты ГД Федерального Собрания РФ седьмого созыва, выдвинутых политической партией «РСПП» по одномандатным избирательным округам – незаконным;

Определить способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, путем обязания ЦИК заверить список кандидатов в Депутаты ГД Федерального Собрания РФ седьмого созыва, выдвинутых политической партией «РСПП» по одномандатным избирательным округам.

 

Просим истребовать из ЦИК РФ оригинал обжалуемого решения.

 

Приложение:

копия решения Центральной избирательной комиссии №25/243-7 от 19 июля 2016 г. (на 3-х листах) – стр. 6-8;

копия протокола IIСъезда Политической партии «РСПП» (на 21 листе) – стр. 9 – 29.

ордер адвоката Трунова И.Л. (на 1 листе) – стр. 30;

копия удостоверения адвоката Трунова И.Л. (на 1 листе) – стр. 31;

копия перечня недостатков, выявленных в результате проверки документов, представленных уполномоченным представителям политической партии на (4 листах) – стр. 32-35;

две квитанции об оплате государственной пошлины (на 2 стр.) – 36-37;

две копии искового заявления для лиц, участвующих в деле.

 

 

Административные истцы М.В. Юревич И.Л. Трунов